"ЕСЛИ ПРИЛЕЖНО ПОИЩЕШЬ В КНИГАХ МУДРОСТИ, ТО НАЙДЁШЬ ВЕЛИКУЮ ПОЛЬЗУ ДУШЕ СВОЕЙ." ("Повесть временных лет")

17 октября 2012 г.

Школьная библиотека и новые ФГОСы

        В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. 
       В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
       Основные сведения по введению ФГОСов размещены на официальном сайте ФГОС В решении задач по переходу на ФГОСы участвуют все члены образовательного процесса, в том числе и школьная библиотека.

     Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации ФГОСов.
Во- первых, это обеспечение учебниками ( в том числе с электронными приложениями), учебно-методической литературой, материалами в помощь образовательной программе. Библиотека должна стать информационно-библиотечным центром  с рабочими зонамиоборудованными читальными залами и книгохранилищамимедиатекой… 

           В задачи школьной библиотеки входит: обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информациизнаниям,идеямкультурным ценностям; воспитание культурного и гражданского самосознанияпомощь в социализации обучающегосяразвитии его творческого потенциала; формирование навыков независимого библиотечного пользователяобучение поискуотбору и критической оценке информации.

Чтобы обеспечить выполнение этих задач,  должна быть достаточно развитая материально- техническая база, позволяющая обеспечить 
доступ к информационным ресурсам Интернета; к учебной и художественной литературе; к коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериаловрезультатов творческой,научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.  
     Все ли библиотеки имеют такую современную базу? Наша - нет. Да, есть доступ в Интернет. Но при наличии в библиотеке одного компьютера (рабочего места библиотекаря) этого явно недостаточно.  Из множительной техники - только принтер.                 
     Библиотека должна обеспечивать информационно-методическую  деятельность участников образовательного процесса: создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам, доступ к образовательным ресурсам Интернета.
      В библиотеке должен быть фонд дополнительной литературы: отечественная и зарубежнаяклассическая и современная художественная литературанаучно-популярная и научно-техническая литератураиздания по изобразительному искусствумузыке,физической культуре и спортуэкологииправилам безопасного поведения на дорогахсправочно-библиографические и периодические изданиясобрание словарейлитературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
      Да, литература на традиционных носителях в библиотеках есть, но этот фонд давно уже требует пополнения и обновления.
      Библиотека должна формировать навыки независимого библиотечного пользователя  в соответствии с  новыми федеральными  образовательными стандартами, стать  дидактическим ресурсом образовательного учреждения. Библиотека содействует формированию личностныхрегулятивныхпознавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Она учит использованию различных способов поискасбораобработкианализаорганизациипередачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Большое значение имеет овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
 Одной из главных задач библиотеки является воспитание культурного и гражданского самосознанияпомощь в социализации обучающегосяразвитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению в соответствии с требованиями стандартов.  Сюда относятся:
  • воспитание гражданственностипатриотизмауважения к правамсвободам и обязанностям человека
  • воспитание социальной ответственности и компетентности
  • воспитание нравственных чувствубежденийэтического сознания
  • воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни;
  • воспитание трудолюбиясознательноготворческого отношения к образованиютруду и жизниподготовка к сознательному выбору профессии;
  • воспитание ценностного отношения к природеокружающей среде -экологическое воспитание;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание.

P.S. Все написанное  - современно, своевременно и верно. Но   как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...

7 комментариев:

  1. Согласна, Ольга Николаевна! Когда я вижу современные школьные библиотеки (а такие, конечно, есть, к счастью), я понимаю, что моей библиотеке такие возможности не светят... Но надежда умирает последней. Может, что-то стронется с места.

    ОтветитьУдалить
  2. Складывается впечатление, что соответствовать новым стандартам больше стремятся сами школьные библиотекари, а администрация школы отмахивается от нас, как от назойливых мух! Техническая база - прошлый век! Фонды - минимальны, даже классики практически не остается, не говорю уж о книгах для начальной школы! Остается только НАДЕЖДА и ВЕРА в то, что изменения в сознании администраторов не за горами, да ЛЮБОВЬ к своей профессии и к детям. Тем и живем. С праздником Вас, Елена Николаевна, с Международным днем школьных библиотек!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за поздравление, Валентина Григорьевна! Знаете, разместила в блоге опрос, он продлится до конца октября. Но уже сейчас видно, что ни один из проголосовавших (а таких уже 17 человек) не считает свою библиотеку соответствующей ФГОСам.... Я понимаю, что мы все - люди скромные, но думаю, что вряд ли никто пока не ответил на вопрос "Что мешает вашей библиотеке соответствовать ФГОСам?" - словами "Моя библиотека ФГОСам соответствует" из-за ложной скромности. Так оно и есть, за исключением, может быть, тех школ, которые недавно вступили в строй. Но будем надеяться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы все живем надеждой, Елена Николаевна! Поздравляю!!!

      Удалить
    2. Наша школа после капитального ремонта вступила в строй с 1 сентября 2013 годав. О каком соответствии ФГОСам может идти речь, если в библиотеке не поставили розетки для компьютера, нет стеллажей для книг всё лежит на полу, я плакала, до ремонта было всё сейчас нет ничего и когда буде неизвестно. А я так надеялась!

      Удалить
  4. С праздником, Елена Николаевна!
    Полностью согласна с высказыванием Валентины Григорьевны!

    Трансляцию из Михайловского будете смотреть завтра?

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails