Ровно неделя прошла со дня школьного и детского библиотекаря, проходившего в Москве в рамках 10 педагогического марафона учебных предметов. О программе этого дня вы уже читали. А сейчас хочу поделиться с вами своими впечатлениями.
Из заявленных в программе мероприятий я побывала на трёх: деловой игре "Для чего школьным библиотекам информационная среда?", круглом столе "Информационные технологии в организации библиотечной работы в образовательных учреждениях" и на встрече с писателем "Современная детская литература: лицом к лицу". Сегодня я остановлюсь на первом из них.
Из заявленных в программе мероприятий я побывала на трёх: деловой игре "Для чего школьным библиотекам информационная среда?", круглом столе "Информационные технологии в организации библиотечной работы в образовательных учреждениях" и на встрече с писателем "Современная детская литература: лицом к лицу". Сегодня я остановлюсь на первом из них.
Каким видят школьного библиотекаря участники образовательного процесса? Какими ИКТ - компетенциями он должен обладать? Что может библиотекарь в веб-среде? Как должны формироваться фонды школьной библиотеки? На эти вопросы нужно было дать ответы в конце игры.
Что же школьная библиотека может делать в информационной среде?
- представлять себя, свой сайт, блог (это может быть и страница на сайте школы);
- обмениваться опытом, используя сервисы Веб 2.0( в качестве примеров упоминались любимые мною блоги коллег "Записная книжка школьного библиотекаря" и "ЧУМотека");
- продвигать чтение: вести беседы о книгах или по отдельным темам в сетевом сообществе
- учиться, повышать квалификацию ( например, дистанционные курсы "Я учусь работать в блоге" и группы "Biblio-media" и "Дванольный библиотекарь");
- использовать знания других пользователей (с согласия авторов) в своей работе;
- проводить социологические исследования (опросы), корректируя (уточняя) перечень библиотечных услуг, профиль комплектования библиотеки;
- обучение навыкам информационной грамотности, используя ресурсы сети и пр.
Каким должен быть школьный библиотекарь?
- универсальной личностью (психолог, педагог, библиотекарь, экономист, дизайнер, библиограф - в одном лице);
- он должен обучать читателей поиску и выбору информации (вести курс "Основы информационной культуры");
- проводить консультации, выполнять виртуальные справки;
- работать в информационной среде, в том числе локальной сети;
- осуществлять проектную деятельность; оказывать помощь в проведении сетевых олимпиад;
- вести наряду с традиционным электронный каталог;
- составлять рекомендательные списки (в том числе и электронных ресурсов) и т.д.
Каким образом должен формироваться фонд школьной библиотеки?
- по заявкам преподавателей;
- в электронном и традиционном виде;
- включать в себя медиатеку;
- иметь выход в Интернет на электронные ресурсы;
Очерчивая круг компетентности школьного библиотекаря и школьной библиотеки, можно бесконечно говорить о том, чего хотят от школьной библиотеки участники образовательного процесса. Но не стоит забывать о том, что работает в ней, как правило, один человек и охватить все не представляется возможным. Поэтому после обсуждения осталось, наверное, больше вопросов, чем ответов. А главное - каким будет статус школьного библиотекаря? Время покажет.
Елена, совершенно согласна, нельзя объять необъятное. На нашей работе можно круглые сутки убиваться, всего не переделаешь. Будем учиться расставлять приоритеты.
ОтветитьУдалить