"ЕСЛИ ПРИЛЕЖНО ПОИЩЕШЬ В КНИГАХ МУДРОСТИ, ТО НАЙДЁШЬ ВЕЛИКУЮ ПОЛЬЗУ ДУШЕ СВОЕЙ." ("Повесть временных лет")

14 апреля 2011 г.

Для чего школьным библиотекам информационная среда, или Записки с педагогического марафона

     Ровно неделя прошла со дня школьного и детского библиотекаря, проходившего в Москве в рамках  10 педагогического марафона учебных предметов. О программе этого дня вы уже читали. А сейчас хочу поделиться с вами своими впечатлениями.
Из заявленных в программе мероприятий я побывала на трёх: деловой игре "Для чего школьным библиотекам информационная среда?",  круглом столе "Информационные технологии в организации библиотечной работы в образовательных учреждениях" и на встрече с писателем "Современная детская литература: лицом к лицу".  Сегодня я остановлюсь на первом из них.
Вступительное слово А.Л. Цветковой

     Деловую игру "Для чего школьным библиотекам информационная среда" вела А.Л. Цветкова, директор ОРЦИТ СЗАО г. Москва и методисты  этого центра. В центре всех обсуждений была информатизация  образовательного процесса и роль школьной библиотеки в нем.  Ролевые группы, а их было четыре - администрация, педагоги, методисты и библиотекари - рассматривали с разных точек зрения  функцию библиотекаря в школе.
     Каким видят школьного библиотекаря  участники образовательного процесса? Какими ИКТ - компетенциями он должен обладать?  Что может  библиотекарь в веб-среде? Как должны формироваться фонды школьной библиотеки? На эти вопросы нужно было дать ответы в конце игры.

Что  же школьная библиотека  может делать в информационной среде?
  •  представлять себя, свой сайт, блог (это может быть и страница на сайте школы);
  •  обмениваться опытом, используя сервисы  Веб 2.0(  в качестве примеров  упоминались любимые мною блоги коллег "Записная книжка школьного библиотекаря" и "ЧУМотека");
  •  продвигать чтение: вести беседы о книгах или по отдельным темам в сетевом сообществе
  • учиться, повышать квалификацию ( например, дистанционные курсы "Я учусь работать в блоге" и группы "Biblio-media" и "Дванольный библиотекарь");
  • использовать знания других пользователей (с согласия авторов) в своей работе;
  • проводить социологические исследования (опросы), корректируя (уточняя) перечень библиотечных услуг, профиль комплектования библиотеки;
  • обучение навыкам информационной грамотности, используя ресурсы сети и пр.

    Каким должен быть школьный библиотекарь?
  • универсальной личностью (психолог, педагог, библиотекарь, экономист, дизайнер, библиограф - в одном лице);
  • он должен обучать читателей поиску и выбору информации (вести курс "Основы информационной культуры"); 
  • проводить консультации, выполнять виртуальные справки;
  • работать в информационной среде, в том числе локальной сети;
  • осуществлять проектную деятельность; оказывать помощь в проведении сетевых олимпиад;
  • вести наряду с традиционным электронный каталог;
  • составлять рекомендательные списки (в том числе и электронных ресурсов) и т.д.

    Каким образом должен формироваться фонд школьной библиотеки?
  • по заявкам преподавателей;
  • в электронном и традиционном виде;
  • включать в себя медиатеку;
  • иметь выход в Интернет на электронные ресурсы;
    Очерчивая круг компетентности школьного библиотекаря и школьной библиотеки, можно бесконечно говорить о том, чего хотят от школьной библиотеки участники образовательного процесса. Но не стоит забывать о том, что работает в ней, как правило, один человек и охватить все не представляется возможным. Поэтому после обсуждения осталось, наверное, больше вопросов, чем ответов. А главное - каким будет статус школьного библиотекаря? Время покажет.

1 комментарий:

  1. Елена, совершенно согласна, нельзя объять необъятное. На нашей работе можно круглые сутки убиваться, всего не переделаешь. Будем учиться расставлять приоритеты.

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails