В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Основные сведения по введению ФГОСов размещены на официальном сайте ФГОС. В решении задач по переходу на ФГОСы участвуют все члены образовательного процесса, в том числе и школьная библиотека.
Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации ФГОСов.
Во- первых, это обеспечение учебниками ( в том числе с электронными приложениями), учебно-методической литературой, материалами в помощь образовательной программе. Библиотека должна стать информационно-библиотечным центром с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой…
В задачи школьной библиотеки входит: обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям,идеям, культурным ценностям; воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
Чтобы обеспечить выполнение этих задач, должна быть достаточно развитая материально- техническая база, позволяющая обеспечить
доступ к информационным ресурсам Интернета; к учебной и художественной литературе; к коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой,научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Все ли библиотеки имеют такую современную базу? Наша - нет. Да, есть доступ в Интернет. Но при наличии в библиотеке одного компьютера (рабочего места библиотекаря) этого явно недостаточно. Из множительной техники - только принтер.
Все ли библиотеки имеют такую современную базу? Наша - нет. Да, есть доступ в Интернет. Но при наличии в библиотеке одного компьютера (рабочего места библиотекаря) этого явно недостаточно. Из множительной техники - только принтер.
Библиотека должна обеспечивать информационно-методическую деятельность участников образовательного процесса: создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам, доступ к образовательным ресурсам Интернета.
В библиотеке должен быть фонд дополнительной литературы: отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная литература; научно-популярная и научно-техническая литература; издания по изобразительному искусству, музыке,физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Да, литература на традиционных носителях в библиотеках есть, но этот фонд давно уже требует пополнения и обновления.
Да, литература на традиционных носителях в библиотеках есть, но этот фонд давно уже требует пополнения и обновления.
Библиотека должна формировать навыки независимого библиотечного пользователя в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами, стать дидактическим ресурсом образовательного учреждения. Библиотека содействует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Она учит использованию различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Большое значение имеет овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Одной из главных задач библиотеки является воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению в соответствии с требованиями стандартов. Сюда относятся:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- воспитание социальной ответственности и компетентности
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
- воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни;
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде -экологическое воспитание;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание.
P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...
Гладко было на бумаге...
ОтветитьУдалитьСогласна, Ольга Николаевна! Когда я вижу современные школьные библиотеки (а такие, конечно, есть, к счастью), я понимаю, что моей библиотеке такие возможности не светят... Но надежда умирает последней. Может, что-то стронется с места.
ОтветитьУдалитьСкладывается впечатление, что соответствовать новым стандартам больше стремятся сами школьные библиотекари, а администрация школы отмахивается от нас, как от назойливых мух! Техническая база - прошлый век! Фонды - минимальны, даже классики практически не остается, не говорю уж о книгах для начальной школы! Остается только НАДЕЖДА и ВЕРА в то, что изменения в сознании администраторов не за горами, да ЛЮБОВЬ к своей профессии и к детям. Тем и живем. С праздником Вас, Елена Николаевна, с Международным днем школьных библиотек!
ОтветитьУдалитьСпасибо за поздравление, Валентина Григорьевна! Знаете, разместила в блоге опрос, он продлится до конца октября. Но уже сейчас видно, что ни один из проголосовавших (а таких уже 17 человек) не считает свою библиотеку соответствующей ФГОСам.... Я понимаю, что мы все - люди скромные, но думаю, что вряд ли никто пока не ответил на вопрос "Что мешает вашей библиотеке соответствовать ФГОСам?" - словами "Моя библиотека ФГОСам соответствует" из-за ложной скромности. Так оно и есть, за исключением, может быть, тех школ, которые недавно вступили в строй. Но будем надеяться!
ОтветитьУдалитьМы все живем надеждой, Елена Николаевна! Поздравляю!!!
УдалитьНаша школа после капитального ремонта вступила в строй с 1 сентября 2013 годав. О каком соответствии ФГОСам может идти речь, если в библиотеке не поставили розетки для компьютера, нет стеллажей для книг всё лежит на полу, я плакала, до ремонта было всё сейчас нет ничего и когда буде неизвестно. А я так надеялась!
УдалитьС праздником, Елена Николаевна!
ОтветитьУдалитьПолностью согласна с высказыванием Валентины Григорьевны!
Трансляцию из Михайловского будете смотреть завтра?