"ЕСЛИ ПРИЛЕЖНО ПОИЩЕШЬ В КНИГАХ МУДРОСТИ, ТО НАЙДЁШЬ ВЕЛИКУЮ ПОЛЬЗУ ДУШЕ СВОЕЙ." ("Повесть временных лет")

17 ноября 2020 г.

Время готовиться к итоговому сочинению.



Каждый год, в первую среду декабря, выпускники 11 классов пишут  итоговое сочинение. Оно представляет эссе, состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца).  Рекомендованный объем - более 350 слов.

Основная дата проведения Итогового сочинения - 2 декабря 2020 года. Резервные - 3 февраля и 5 мая 2021 года.


Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

→ Забвению не подлежит;

→ Я и другие;

→ Время перемен;

→ Разговор с собой;

→ Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

 

Надо обратить внимание на то, что опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не только ссылку на художественный текст, но и аргументированное использование примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений.

Предлагаются лучшие классические произведения, в которых можно найти примеры для аргументации своих сочинений   и комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года.

 

Забвению не подлежит

Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

 

«Слово о полку Игореве»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Два чувства дивно близки нам...», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов»

М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Мцыри», «Смерть поэта»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Хаджи-Мурат»

Н.С. Лесков «Левша»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Пётр Первый»

Н. Островский «Как закалялась сталь»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

Е.И. Замятин «Мы»

А.П. Платонов «Котлован», «Чевенгур»

Д. Лавренев «Сорок первый»

М.А. Шолохов «Донские рассказы», «Судьба человека», «Тихий Дон», «Они сражались за родину», «Поднятая целина», «Родинка»

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

К.М. Симонов «Живые и мертвые»

А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

К. Воробьев «Это мы, Господи!»

Б. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие…», «Экспонат № … », «Вещий Олег»

А.А. Ахматова «Реквием»

Р. И. Рождественский «Реквием» (стихотворение)

Дневник Тани Савичевой (в сборнике «Детская книга войны»)

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»

В.В. Быков «Обелиск», «Сотников»

Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»

В.С. Гроссман «Жизнь и судьба», «Мама»

В.О. Богомолов «Момент истины (В августе 44-го...)»

В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

В. Тендряков «Хлеб для собаки»

В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»

Ч. Айтматов «И дольше века длится день»

В. А. Солоухин «Письма из Русского музея» (первое письмо и 12-ое)

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (письмо 40)

С. Алексиевич «У войны не женское лицо», «Чернобыльская молитва. Хроника будущего»

К. Булычев «Город без памяти»

 

Х. Ли «Убить пересмешника»

Дж. Клавелл «Сёгун», «Король крыс», «Гайдзин»

В. Гюго «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери»

Д. Лондон «Мартин Иден»

А. Дюма «Королева Марго»

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Искра жизни»

Л. Лоури «Дающий»

Дж. Оруэлл «1984»

Т. Кенэлли «Список Шиндлера»

Д. Митчелл «Облачный атлас»

Х.Л. Борхес «Цербер»

И. Стоун «Жажда жизни»

Р. Брэдбери «Улыбка»

 

Я и другие

Человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой».

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

 

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Повести Белкина»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»

Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба»

А. Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»

И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Бирюк», «Записки охотника»,  «Дневник лишнего человека»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»

И.А. Гончаров «Обломов»

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке», «Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч»

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор» («Добрый доктор»)

М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев», «Детство»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

Е.И. Замятин «Мы»

А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»

А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»

В.В. Быков «Обелиск»

В. Астафьев «Людочка»

В.Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

Е.И. Носов «Кукла»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

П.Ф. Нилин «Жестокость»

В. Тендряков «Хлеб для собаки»

В. Шукшин «Обида»

Ч. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»

Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

А. Сапковский «Ведьмак»

В. Комков «Я - немец»

И. Полянская «Утюжок и мороженое

 

У. Шекспир «Отелло», «Ромео Джульетта»

Ф. Шиллер «Разбойники»

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется»

М. де Сервантес «Дон Кихот»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Т. Драйзер «Американская трагедия»

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

И. Шоу «Богач, бедняк»

Д. Лондон «Мартин Иден»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

У. Голдинг «Повелитель мух»

Э. Берджесс «Заводной апельсин»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране»

Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»

Дж. Оруэлл «1984»

Ф. Кафка «Процесс»

А. Камю «Постороний»

С.Коллинз «Голодные игры»

К. Воннегут «Колыбель для кошки»

Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Дж. Клавелл «Сёгун»

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

 

Время перемен

Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

 

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне»

А.Н. Островский «Гроза»

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»

И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность»

А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

М. Горький «На дне», «Фома Гордеев», «Мать»

А. Блок «Двенадцать»

М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая Гвардия», «Дни Турбиных»

Е. И. Замятин «Мы»

А. Платонов «Юшка», «Возвращение»

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

А. Грин «Алые паруса»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина»

Б. Васильев «Завтра была война»

В.А. Каверин «Два капитана»

В.Г. Распутин «Живи и помни», «Прощание с Матерой», очерк «Вверх и вниз по течению»

Ч. Айтматов «И дольше века длится день»

А. Богомолов «Маленький человек в эпоху больших перемен»

В. А. Осеева «Бабка»

Г. Яхина «Зулейха открывает глаза»

 

Ф. Шиллер «Коварство и любовь»

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

И. В. Гете «Фауст»

Г. Д. Робертс «Шантарам»

Б. Виан «Пена дней»

Д. Лондон «Мартин Иден»

Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»

Э. Хэмингуэй «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол»

В. Гюго «Отверженные»

М. Рид «Всадник без головы»

М. Митчелл «Унесенные ветром»

Ч. Диккенс «Повесть о двух городах»

И. Шоу «Богач, бедняк»

А. Камю «Чума»

Ли Х. «Убить пересмешника»

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Р. Йейтс «Дорога перемен»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Улыбка», «И грянул гром»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

К.С. Льюис «Хроники Нарнии»

С. Коллинз «Голодные игры»

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

 

Разговор с собой

Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

 

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Записки из подполья», «Сон смешного человека», «Слабое сердце»

И.А. Гончаров «Обломов»

И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Дневник лишнего человека»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство. Отрочество. Юность», «Смерть Ивана Ильича»

А.П. Чехов «Слёзы крокодила», «Ионыч», «Скрипка Ротшильда», «Три сестры», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Вишневый сад», «Черный монах»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

A. Блок «Двенадцать»

М. Горький «На дне»

А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа»

Е. Замятин «Мы»

А. Платонов «Юшка»

Н. Бердяев «Самопознание»

М. Зощенко «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

Л. Леонов «Русский лес»

В. Тендряков «Хлеб для собаки»

B. Распутин «Прощание с Матёрой»

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»

В. Железников  «Чучело»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (письма 4, 6)

А.Н. Варламов «Лох»

М. Петросян «Дом, в котором …»

 

У. Шекспир «Гамлет»

М. Аврелий «Наедине с собой»

И. Гете «Фауст»

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные»

Э. Т. Гофман «Крошка Цахес»

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Г. Ибсен «Кукольный дом»

Ч. Диккенс «Большие надежды»

Э.А. По «Человек толпы»

О. Бальзак «Шагреневая кожа»

Э. Золя «Страница любви»

Г. Флобер «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари»

С. Моэм «Бремя страстей человеческих»

Э.-М. Ремарк «Приют грез»

Д. Лондон «Мартин Иден»

Г. Д. Робертс «Шантарам»

У. Голдинг «Повелитель мух»

К. Гамсун «Голод»

Дж. Фаулз «Волхв»

Дж. Оруэлл «1984»

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Дж. Мэнсон «Что это значит: быть собой?»

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

 

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Д. Н. Мамин-Сибиряк «О книге»

А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечка», «Попрыгунья»

Е. Замятин «Мы»

М. Шолохов «Тихий Дон»

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Стругацкие «Трудно быть богом»

К. Паустовский «Телеграмма»

В. Железников «Чучело»

Т. Толстая «Кысь»

О. Рой «Изгои»

С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор»

А. Иванов «Сердце Пармы»

М. Мартиросова «Красные, жёлтые, синие»

Ч. Айтматов «Когда падают горы: вечная невеста»

И. Лёвшин «Полёт»

В. Пелевин «Священная книга оборотня», «S.N.U.F.F», «Искусство легких касаний», «Generation П»

П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Ю. Вознесенская «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»

Д. Варденбург «Правило 69 для толстой чайки»

Т. Михеева «Островитяне»

М. Петросян «Дом, в котором …»

А. Курпатов «Четвёртая мировая война»

 

С. Фитцджеральд «Великий Гэтсби»

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Дж. Грин «Виноваты звезды»

П. Коэльо «11 минут»

Д. Нолль «Приключения Вернера Хольта»

Ф. Бегбедер «99 франков»

С. Кинг «Оно», «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»

Х. Селби «Реквием по мечте»

Г. Робертс «Шантарам»

Дж. Клавелл «Благородный дом»

Ю. Н. Харари «21 урок для XXI века»

Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

Ж. Сарамаго «Слепота»

Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Я. Вишневский «Одиночество в сети»

Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»

Д. Браун «Код да Винчи»

С. Лем «Солярис»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Э. Вейер «Марсианин»

Дж. Оруэлл  «1984»

М. Парр «Вафельное сердце»

Д. Митчелл «Облачный атлас»

Д. Джонс «Ходячий замок»

В. Рот «Дивергент»

С. Коллинз «Голодные игры»

Дж. Боуэн «Уличный кот по кличке Боб»

К. Исигуро «Не отпускай меня»

И. Макьюэн «Искупление»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

М. Панке «Выживший»

Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Человек в высоком замке»

Н. Спаркс «Дневник памяти»

Роулинг Дж. «Гарри Поттер»

 

 

Источники:

https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie

http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7431

https://4ege.ru/sochinenie/59955-napravlenija-itogovogo-sochinenija-2020-2021.html

https://4ege.ru/sochinenie/60125-spisok-proizvedenij-k-novym-napravlenijam-is.html

https://4ege.ru/sochinenie/60423-prezentacii-dlja-raboty-s-itogovym-sochineniem.html

https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/vsyo-o-nyom/

https://litrekon.ru/bank-argumentov/po-napravleniyu-zabveniyu-ne-podlezhit-dlya-itogovogo-sochineniya/

https://litrekon.ru/bank-argumentov/po-napravleniyu-ya-i-drugie-dlya-itogovogo-sochineniya/

https://litrekon.ru/bank-argumentov/po-napravleniyu-vremya-peremen-dlya-itogovogo-sochineniya/

https://litrekon.ru/bank-argumentov/po-napravleniyu-razgovor-s-soboj-dlya-itogovogo-sochineniya/

https://litrekon.ru/bank-argumentov/po-napravleniyu-mezhdu-proshlym-i-budushhim-portret-moego-pokoleniya-dlya-itogovogo-sochineniya/

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts with Thumbnails